Аналитическая записка по изменению законодательства РФ, а также издание органом нормативного регулирования писем разъяснительного характера, касающихся кадастровой деятельности (январь 2020)

Федеральный закон от 16.12.2019 N 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Вступил в действие 01.01.2020

Для купивших недвижимость исходя из данных ЕГРН введена презумпция добросовестности.
Приобретатели недвижимости, полагающиеся на данные ЕГРН, признаются добросовестными, пока обратное не будет доказано через суд. Если со дня приобретения недвижимости первым добросовестным приобретателем прошло более 3 лет, суды будут отказывать органам власти в истребовании такого имущества. Истребование будет возможно только по искам организаций или граждан.
Суд отказывает в удовлетворении требования публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) об истребовании жилого помещения у добросовестного приобретателя, не являющегося публично-правовым образованием, во всех случаях, если после выбытия жилого помещения из владения истца истекло 3 года со дня внесения в ЕГРН записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя. При этом бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя, или обстоятельств выбытия жилого помещения из владения истца несет публично-правовое образование.
Добросовестный приобретатель жилого помещения, в удовлетворении иска к которому отказано по указанному выше основанию, признается собственником с момента государственной регистрации его права собственности. В таком случае жилое помещение может быть истребовано у него как у добросовестного приобретателя лишь по требованию лица, не являющегося публично-правовым образованием.
Кроме того, уточняется, что течение срока приобретательной давности начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности на недвижимую вещь, — не позднее момента регистрации права.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сокращены сроки оформления ГПЗУ, разрешений на строительство и их изменений, получения техусловий для подключения к инженерным сетям.
Разрешение на строительство готовится в течение 5 рабочих дней (ранее 7 рабочих дней).
Измененное разрешение на строительство — в течение 5 рабочих дней (ранее 7 рабочих дней).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — в течение 5 рабочих дней (ранее 7 рабочих дней).
Техусловия для подключения объектов капстроительства к инженерным сетям — в течение 7 рабочих дней (ранее 14 календарных дней).
Градостроительный план земельного участка — в течение 14 рабочих дней (ранее 20 рабочих дней).

Федеральный закон от 02.08.2019 N 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации недвижимости“

Согласно Федеральному закону, государственная регистрация перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, может быть осуществлена на основе заявления, представленного в электронной форме и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью только при наличии в ЕГРН записи о возможности такой регистрации.
Соответствующая запись проставляется на основе заявления, подаваемого в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления. Отсутствие записи о возможности регистрации отчуждения недвижимости на основе документов, подписанных электронной подписью, будет являться основанием для возврата заявления, поданного в электронной форме, без рассмотрения.
При поступлении заявления о регистрации отчуждения права собственности на объект недвижимости, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, орган госрегистрации будет обязан в день поступления заявления уведомить о нем физическое лицо, за которым в ЕГРН закреплено право собственности на объект недвижимости.
Вместе с тем указанные требования не будут распространяться на случаи подачи заявлений о госрегистрации отчуждения права собственности нотариусом, органами государственной власти и органами местного самоуправления и по ипотечным сделкам.
Погашение записи о возможности регистрации на основании документов в электронной форме будет осуществляться на основании личного заявления собственника или на основании решения суда.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Письмо Минэкономразвития РФ от 05.11.2019 № Д23и-38194

Даны разъяснения относительно пересечений границ земельных участков.
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является смежной частью границ друг их земельных участков, или изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположение границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Представление дополнительных заявлений об ГКУ смежных земельных участков не требуется. В указанном случае границы считаются согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В отношении земельных участков, границы которых имеют смежную часть, в ЕГРН должны содержаться идентичные сведения о координатах характерных точек смешной части их границ.

Письмо Минэкономразвития РФ ОГ-Д23-10126 от 12.11.2019, Письмо Росреестра от 26.12.2019 № 14-12803-ГЕ/19

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу строительства садовых домов блокированной застройки на земельных участках с видом разрешенного использования „садоводство“, расположенных за границами населенного пункта
1. Даны разъяснения по вопросу оформления прав на садовый дом блокированной застройки. Согласно действующего законодательства садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Садовым домом является здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Так, понятие «садовый дом блокированной застройки» в законодательстве отсутствует.
Согласно позиции Министерства строительства РФ Свода правил СП 4.13.130.2013 „Система противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям“ и положений Свода правил СП 53.13330.2011 „Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, актуализированная редакция СНиП 30-02-97*“ распространяются только на жилые дома.
С учетом положений части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации садовый дом в отличии от жилого дома не является жилым помещением, в связи с этим положения указанных сводов правил при строительстве садовых домов не применяются.
Следует отметить, что согласно части 3 статьи 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Частью 1 и 2 статьи 23 Закона № 217-ФЗ, п. 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что садовый дом должен соответствовать установленным критериям.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (требований к минимальным отступам от границ земельных участков) если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Также следует отметить, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Также следует отметить, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
2. По вопросу использования земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство», расположенного в границах территории ведения садоводства.
В настоящее время Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением садоводства: «ведение садоводства» и «земельные участки общего назначения».
При этом в соответствии с Классификатором вид разрешенного использования земельного участка „садоводство“ предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, Возведение объектов капитального строительства на земельных участках с видом разрешенного использования „садоводство“ не допускается.
Отнесение земельного участка с видом разрешенного использования «садоводство» к садовому участку в понятии Закона 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:
указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом № 217-ФЗ либо Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» либо согласно иным ранее действовавшим нормативно-правовым актам, регулировавшим отношения по предоставлению гражданам садовых земельных участков;
в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.
3. По вопросу оформления прав на ранее построенные блокированные садовые дома на территории садовых товариществ, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.
Исходя из того, что понятие «садовые дома блокированной застройки» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, соответственно в законодательстве не предусмотрены особенности их проектирования и строительства, а также особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них.

Письмо Росреестра от 11 ноября 2019 г. N 18/1-10968-ВС/19

Даны пояснения по вопросу проведения комплексных кадастровых работ. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ „О кадастровой деятельности“ (далее — Закон о кадастровой деятельности) комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07 предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частью.2015 N 218-ФЗ „О государственной регистрации недвижимости“ (далее — Закон о регистрации) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закона о кадастровой деятельности;
зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
В случае, если обособленный и/или условный участок, входящий в состав единого землепользования, полностью расположен в кадастровом квартале, в котором проводятся комплексные кадастровые работы, уточнение местоположения такого обособленного земельного участка допускается в составе единого землепользования.
При этом если кадастровым инженером выявлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ других обособленных и/или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования, то кадастровые работы возможно провести в отношении нескольких обособленных и/или условных участков, входящих в состав единого землепользования. В данном случае осуществление государственного кадастрового учета не предусмотрено Законом о кадастровой деятельности в рамках проведения комплексных кадастровых работ.

Минэкономразвития РФ №ОГ-Д23-7846, письмо Росреестра №14-08/35-ГЕ/19, совместно с Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ

Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ совместно с Управлением Росреестра РФ рассмотрен вопрос осуществления государственной регистрации прав общей долевой собственности на объект незавершенного строительства. По мнению Департамента, проведение учетно-регистрационных действий в отношении объекта незавершенного строительства, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда, при наличии в органе регистрации прав информации о вводе этого объекта недвижимости в эксплуатацию не соответствует положениям действующего законодательства.

Минэкономразвития РФ №ОГ-Д23-8989, письмо Росреестра №44-12520-ГЕ/19

Даны разъяснения по вопросу исполнения судебных актов, которыми признаны недействительными результаты кадастровых работ по определению местоположения границ земельных участков. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).
Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ „О государственной регистрации недвижимости“ (далее — Закон N 218-ФЗ) предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, а также пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
В иных случаях, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда (осуществляется одновременно в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

Приказ Минэкономразвития РФ от 06.11.2019 №728

Утверждена форма сведений о выявленных исполнителем комплексных кадастровых работ земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы о праве. Согласно ч. 4.1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности (в ред. от 17.06.2019 N 150-ФЗ) в случае выявления в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Форма таких сведений должна быть установлена Минэкономразвития России. В рамках реализации указанной нормы подготовлен приказ МЭР № 728, который вступает в силу 20 января 2020 года.

Письмо Минэкономразвития РФ от 11.05.2011 N Д23-1970

Разъяснено, что возведение здания на садовом участке до утверждения ПЗЗ без соблюдения требований к минимальным отступам зданий от границ земельных участков, не препятствует кадастровому учете и регистрации права на жилой или садовый дом, если информация об этом указана в декларации и техническом плане. Созданные на садовом земельном участке здания и сооружения должны соответствовать:
предельным параметрам разрешенного строительства, установленным ПЗЗ;
параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в ГрК РФ;
размещаться на садовом земельном участке, включенном в территориальную зону, применительно к которой утвержден градостроительный регламент, предусматривающий возможность строительства садового дома.
Если здание возведено на садовом земельном участке до утверждения и вступления в силу ПЗЗ и информация об этом указана в декларации и техническом плане такого здания, то несоблюдение установленных градостроительным регламентом требований к минимальным отступам зданий, строений, сооружений от границ земельных участков, при осуществлении учетно-регистрационных действий не может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Письмо Минэкономразвития РФ от 27.11.2019 N Д23и-41112

Разъяснено, что правообладатель здания, под которым установлена охранная зона линий и сооружений связи, вправе направить в Кадастровую палату документы для внесения в ЕГРН сведений об этой зоне Охранная зона линий и сооружений связи относится к ЗОУИТ. До настоящего времени постановление Правительства РФ об указанной охранной зоне не принято. На сегодня Порядок установления охранных зон линий и сооружений связи содержится в разделе II Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578. До 1 января 2022 г. при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон линий и сооружений связи правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ установлена ЗОУИТ, вправе подготовить и направить в Кадастровую палату документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формат электронного документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650.

Письмо ФГБУ ФКП Росреестра РФ от 25.11.2019 N 11-2946-МС „О направлении разъяснений“

Даны разъяснения по вопросу возможности заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение (акт) об установлении (изменении) границы объекта реестра границ. по мнению ФГБУ „ФКП Росреестра“, действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в ЕГРН сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона о регистрации, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение (акт) об установлении границы объекта реестра границ. Вместе с этим положениями статьи 32 Закона о регистрации, обязывающими уполномоченные органы направлять соответствующие документы (содержащиеся в них сведения) в орган регистрации прав, а также иными положениями Закона о регистрации возможность направления (представления) таких документов (сведений) их представителем, в том числе при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (по аналогии с положениями части 4 статьи 15 Закона о регистрации), также не установлена.

Комментарии 0

Наверх